Начало работы на тренерском мостике для Алексея Михайличенко выдалось сложным — он принял "Динамо" после того, как не стало Лобановского. Тренер рассказал, как добывалось юбилейное чемпионство киевлян.
— Алексей Александрович, с какими чувствами вы принимали "Динамо" в 2002 году?
— Тяжело было не просто принимать команду, а и сесть в то кресло, в котором сидел Валерий Васильевич. Ребятам я тогда сказал, что все равно кто-то должен взять эту ответственность на себя. Для меня Лобановский был не только тренер, наставник, коллега, но еще и очень близкий человек. И для меня было очень важно, чтобы он, глядя сверху, не разочаровался в том, что я делаю.
— Чемпионство "Шахтера" в предыдущем сезоне сильно переживали?
— К этому все шло. Когда ушел Васильевич, футбол отошел на второй план. Сидеть на скамейке, когда его нет рядом или даже в столовой, проводить без него тренировки… Это было тяжело не только для меня, но и для ребят. Валерия Васильевича ведь не просто уважали, его все любили. Мы были настолько подавлены, что не могли найти в себе эмоции, чтобы противостоять в то время "Шахтеру". В новом сезоне мы понимали, что проигранный чемпионат и Кубок, это не то, чем мы должны вспоминать Валерия Васильевича. Накопили злость, не на соперников, а на самих себя... Время лечит, и мы свыкались с той мыслью, что назад ничего не вернешь и нужно идти дальше. Да и сама работа помогала быстрее выйти из стрессовой ситуации. Нужно было вернуться на свою прежнюю позицию, на первое место, на котором и должны быть, это философия киевского "Динамо" и Валерия Лобановского.
— Кто кроме горняков был серьезным соперником для вас?
— "Днепр" был очень хорош, да и, кроме того, была группа очень сильных, конкурентоспособных середнячков. Сейчас, увы, не очень хорошая черта нашего чемпионата заключается в том, что середняки сдали. Конечно, все мы понимаем, что при такой ситуации в стране денег на футбол выделяется мало и многие команды из-за этого потеряли свой потенциал. Поэтому в 2003 году отрыв в 13 очков от третьего места не был таким уже серьезным показателем. Стоит только вспомнить, какими напряженными были матчи в том сезоне.
— Быстро ли нашли общий язык с руководством уже в качестве главного тренера?
— Сразу же. Кстати, в тот же день, когда Игорь Суркис стал президентом "Динамо", я и стал главным тренером уже без приставки "и. о.". Помню, был эпизод, когда стал вопрос о том, выкупать ли Диого Ринкона, который уже был у нас в аренде. Я и тренерский штаб настояли, что он нужен команде. И Суркис согласился. Ринкон умел все, отбирать, забивать, отдавать… Поначалу он был просто идеальным. Валерий Васильевич говорил: "Два грузина в команде, это уже много". Наверное, так можно и сказать и о бразильцах. Но, все равно нужно было искать усиление и среди легионеров. Своя школа никогда не давала "Динамо" весь костяк состава. Команда всегда ставила самые высокие цели, а для их достижения нужны более готовые футболисты. У "Динамо" не было времени ждать роста игроков, как и у других команд, который выступают на самом высоком уровне. Поэтому с открытием нового для нас рынка еще при Васильевиче к нам приехали Пеев, Гавранчич, Чернат, Гиоане… Конечно, их притирка происходила не всегда так быстро, как хотелось, этот процесс был для нас новым. Перестраивались под новое время не только футболисты и тренеры, а весь клуб.
— В том сезоне в ЛЧ "Динамо" заняло лишь третье место в группе...
— Чего-то нам как будто не хватало. До сих пор помню эти игры. Шла перестройка, но мы выглядели достойно. Правда, набранных семи очков не хватило для выхода в плей-офф ЛЧ. А ведь задача такая была. Просто поиграть в турнире, такой расклад по определению не присущ "Динамо". А после ЛЧ не отошли от разочарования вылета, и не смогли пройти даже "Бешикташ" в Кубке УЕФА.
— Два года назад по количеству перелетов вы стали главным путешественником Украины. В те времена тоже приходилось много летать?
— Да, очень много. Когда я пришел в команду, Валерий Лобановский часто отправлял меня с Владимиром Веремеевым просматривать матчи. Валерию Васильевичу было мало телевизионной картинки и это абсолютно правильно. Так я понемногу и учился у Веремеева: у кого какая скорость, у кого лучше получается играть головой, кто какой объем работы проделывает. Все это мне помогло в тренерской карьере.
— Не планируете вернуться на тренерскую скамью?
— Не хочу загадывать, но, как говорится, никогда не говори никогда. Нужно жить не только сегодняшним днем. Сейчас я честно выполняю свою работу спортивного директора и стараюсь быть полезным клубу.
— Много обязанностей у спортивного директора "Динамо"?
— У нас есть Академия, есть команды U19, U21, "Динамо-2", ветеранов… Кроме этого есть селекционная служба, которой я не просто руковожу, но и принимаю активное участие в ее работе, выезжаю просматривать футболистов, как наших ребят, так и легионеров. Так что ответственность за селекционный отдел основная.