В откровенном интервью для MatchDay генеральный директор «Шахтера» прокомментировал последние решения КДК ФФУ, поделился своим видением того, как переформатировать чемпионат Украины, а также рассказал о налоговых отчислениях отечественных грандов и зарплатах в киевском «Динамо».
— Сергей Анатольевич, позавчера после решения об отмене желтой карточки Андрею Ярмоленко вы жестко высказались о КДК ФФУ, сказав, что его надо после этого расформировать. Это серьезное обвинение. В чем же конкретно выразились нарушения Комитета, какие нормы они не соблюли?
— Всё заключается в том, что если смотреть в процедуру данного вопроса, то карточки можно отменять, если там есть явные нарушения. Это единственная причина, по которой можно отменить карточки. Явное нарушение или неявное, определяет и дает ответ только Комитет арбитров ФФУ. Не отдельно взятый рефери, которого они пригласили, надавили на него, и он написал всё, что они захотели, а Комитет арбитров. Мол, да, было явное нарушение, поэтому так-то и так-то. На основании этого документа КДК берет эту информацию и принимает решение. Я уверен на 100%, что в бумаге, которую они получили от Комитета арбитров, не сказано, что это явное нарушение. Уверен на 100%, что Коллина как профессиональный человек не пойдет на этот скандал.
Если они такие умные, почему не рассмотрели другие моменты? Когда Ярмоленко бил локтем защитника «Волыни», когда Вида бьет. Почему они эти моменты не рассматривают? Так я вам сейчас другое скажу: прошло мимо всеобщего внимания то, что они сделали в тот же день, дисквалифицировав вратаря «Металлиста» (Сергея Погорелого. — Прим. авт.) на две игры. Игроку дали желтую, и они его дисквалифицировали на две игры! Такого не было никогда, это позор вообще! Просто позор.
КДК — это люди, которые непонятно откуда пришедшие, и туда же уйдут потом. То есть они сейчас наделают делов и просто потом исчезнут, а страдать будем все мы.
Почему «Динамо» позавчера играло с «Фиорентиной», и клуб не подает апелляцию на отмену карточки Ленсу? Потому что они знают, что получат «нет», сразу. Смотрел в четверг их игру по российскому телевидению. Комментатор, который достаточно тепло отзывается о «Динамо» (нравится ему клуб, есть определенные симпатии), этот вопрос поднимал и сказал, мол, это невозможно, что ж они там делают? Мы для всех просто посмешище, понимаете? Вот в чем наша беда.
Вопрос в чем — ФФУ насоздавало дыр в регламентных нормах, которые позволяют крутить, как хотите. Если бы они унифицировали, сделали, как это сделано в регламенте УЕФА, привели к одному знаменателю, то таких проблем бы не было.
Мы хотим построить новую политику, выстроить новые взаимоотношения, новую систему — и организационную, и функциональную, и так далее в наших футбольных органах. А новое руководство ФФУ не успело начать работать, и сразу скандал.
Почему прошлый КДК ни разу не отменял желтые карточки? Что они, самые дурные там были? Поймите, вопрос не в Ярмоленко. Сегодня это против «Шахтера», завтра это будет любой другой клуб. Ситуация в матче «Карпат» и «Металлиста» это еще, может, даже хуже, чем с Ярмоленко произошло.
— По поводу отмены желтых карточек не совсем так — подобное уже ведь раньше происходило... Это и Сергей Кравченко, и давняя ситуация с отменой карточки Геннадию Зубову.
— Вы считаете это правильным?
— Я хотел обсудить этот момент с точки зрения соблюдения футбольных законов. Мое мнение не особо важно в этом вопросе...
— С логической точки зрения посмотрим: если сегодня мы будем отменять решения арбитра, это будет хаос? Вот у нас есть определенное количество желтых карточек. Давайте все отменять! Сейчас мы пойдем в КДК, «Металлист», «Днепр». Это будет хаос! И мы будем все каждую эту карточку публично обсуждать. Все будут сравнивать с Ярмоленко. Понимаете, во что это превратится вообще?
— По поводу вашей подачи заявлений в КДК на отмену карточек игроков «Шахтера» — это окончательное решение?
— Однозначно. Мы ждем, какие телодвижения ФФУ сделает в отношении КДК. Если федерацию футбола устраивает такой КДК позорный, то пожалуйста, мы начинаем этот процесс.
— То есть это зависит от того, уволят всех в КДК или нет? А если не уволят, будете подавать протест по каждой вашей карточке?
— Нет, не по каждой карточке. По тем карточкам, которые, по нашему мнению, выданы неправильно. И будем подавать на отмену. И я вас уверяю, вы сразу увидите не только двойные стандарты, а вообще много интересного. И всё будем сравнивать с Ярмоленко.
— Вторая интересная тема — заявления генерального секретаря вашего клуба Александра Черкасова о налогах...
— Знаете, мы этот вопрос не начинали. Его начал Мохник (заместитель генерального директора «Динамо». — Прим. авт.). Он сказал, что у нас с точки зрения финансов какие-то там вопросы. Так вот я хочу лично Мохнику ответить, что футбольный клуб «Шахтер» на постсоветском пространстве — самый открытый и законопослушный клуб. За пять прошедших лет мы заплатили 2 миллиарда гривен налогов в бюджет. А теперь возьмите «Динамо» (Киев). Возьмем для сравнения 2012 год. Вы знаете, сколько они заплатили подоходного налога с зарплат футболистов? В эквиваленте — 44 тысячи долларов. А вы знаете, сколько «Шахтер» заплатил? Более 12 миллионов долларов! Так у меня вопрос: «Динамо» на эту разницу по отчислениям в бюджет покупает себе футболистов, инвестирует в клуб, это фэйр-плей считается? Объясните, как может быть так, что у них зарплата ведущих футболистов, рыночная стоимость которых под 20-25 миллионов евро, составляет в месяц 900 долларов?
— Не обеляю «Динамо», но в Украине такие выплаты зарплат — это общепринятая практика. К сожалению, но это так.
— Общепринятая практика не платить налоги? Все же говорят: в Европу хотим! Ну так платите, делайте, как в Европе. Где это всё, где эта Европа?
— Все пытаются уменьшить расходы...
— Уменьшить расходы и не платить налоги — это разные вещи. И это не фэйр-плей.
— Какие вы предлагаете федерации провести изменения, чтобы сделать украинский футбол лучше?
— Я уже говорил не раз: то, что вверху меняются лица, это всё хорошо. Но если мы не поменяем базу, основу федерации футбола, главного ее органа — Конгресса, его принципы формирования... Потому что от Конгресса идет развитие всего футбола в нашей стране. На Конгрессе представители регионов, которые развивают этот футбол. А как получается? Футбольные клубы украинской Премьер-лиги и ПФЛ: у них сегодня на финансировании, воспитании находится, думаю, 50-65% футболистов страны, тех, кто играет в футбол. А делегатов от Премьер-лиги — три. Столько же, сколько в туристической компании, подставной. Там этих подставных контор очень много. Это специально было создано, чтобы влиять на выборы президента.
Естественно, когда выбирается новый президент, ему Конгресс должен поставить конкретную задачу: достичь то, то и то. А он не может поставить, потому что люди подставные. И сам президент не может спустить вниз, на места, задачи по развитию футбола, потому что кому спускать? Туристической компании? Она будет развивать футбол? Это ж всё идет снизу. Если мы внизу не будем развивать, не будем инвестировать, не будет футбола в стране. Забудьте о сборных и так далее.
— Но по сути, футболом страны ведь руководит не президент ФФУ, а по уставу — это делает Исполком.
— Это всё для прессы. Вы должны понимать, как это в жизни работает. Вопрос в другом: если бы в Конгрессе были люди, за которыми стоят живые футболисты, футбол реальный, он бы ставил президенту цели, которые бы развивали футбол. Это очень важный элемент и момент. А мы сегодня говорим об Исполкоме. О чем вы говорите?
Я смотрел, читал предыдущие отчеты федерации футбола — президента и всей структуры — что они достигли за такой-то период. Ничего того, что увеличило бы количество играющих в футбол людей.
— Но ведь это были отчеты предыдущих президентов, до Павелко, в том числе Анатолия Конькова.
— Дай бог, чтобы Павелко что-то поменял. Почему в Федерации футбола Германии каждый делегат Конгресса — это лицо, за которым стоит реальный футбол, реальные люди, играющие в футбол. И чем больше людей, играющих в футбол в вашей организации, тем больше делегатов у вас представлено в Конгрессе. Поэтому там всё развивается. Там система работает — четкие, жесткие задачи, контроль и т.д. Не туристические компании, не «Рога и копыта», которые предыдущие президенты ФФУ насоздавали.
— Раз уж вы завели речь об общении с Андреем Павелко, у вас есть взаимопонимание в развитии футбола с новым президентом ФФУ? Вы с ним встречались, общались?
— Когда мы встречались и обсуждали все насущные моменты, у нас было полное взаимопонимание.
— Если у вас есть взаимопонимание, то, наверное, будет меняться и Конгресс?
— А вы со мной согласны по Конгрессу?
— Согласен, что есть такая проблема, но эта система была создана давно.
— Так что, ее не менять теперь? Почему вы об этом не пишете, это что, не интересно?
— Вы предлагаете сделать расследование: вот, мол, эта компания подставная?
— Вы ведь хотите, чтобы вас читали, чтобы было интересно. Если надо, сделайте расследование. Это же суть вопроса. Если вы писать не будете, там же ничего не поменяется, понимаете? Вы же должны оказывать давление.
— Все всегда перекладывают вопрос ответственности на прессу. Но ведь клубы сами должны решать свои вопросы, непосредственно влияя на процессы. К примеру, в прошлом составе федерации у вас был первый вице-президент. Тогда вы влияли.
— И что мы навлияли? Ни на что не повлияли. Многие вопросы были решены против нас. Если бы мы влияли, мы бы формат чемпионата поменяли в начале текущего сезона. Когда у нас было большинство клубов высшей лиги «За». Если бы федерация была «наша», мы бы формат 100% поменяли. Но нет — приехали два клуба, объяснили там наверху, и всё на этом. А тот формат, что у нас есть, я уже говорил: он есть только у Гибралтара, Исландии, Молдавии, Беларуси и у нас.
— Но этот формат вынужденный. Мы ведь даже не знаем, сколько команд будет в УПЛ в будущем сезоне. Мы сейчас не можем прописать формат и количество участников.
— Вопрос не в том, чтобы прописать, вопрос в желании. Если есть желание поменять к лучшему, это одна позиция. Сегодня можно проговорить и решить формат в нескольких вариантах: 14, 12 или 10 команд.
— Три концепции, которые предложены на следующий сезон, вы с ними согласны?
— Вы знаете, за какую концепцию «Динамо»? За два круга и 16 команд. Вопрос только в одном, где мы возьмем 16 команд? Они делают всё, чтобы осталось все, как было. И под их влиянием не поменяли формат еще в прошлом сезоне.
— Клуб «Шахтер» за какой формат?
— Мы сегодня пока основываемся на 14 командах. Хочется верить, что 14 команд останется. И явных заявлений о снятии я не слышал от собственников и президентов клубов.
— Заявлений нету, но есть огромные долги у клубов...
— Долги есть у всех.
— Но у некоторых они зашкаливают — зарплату не платят игрокам около года! В некоторых по полгода. И это уже несерьезно для профессионального футбола.
— Знаете, если туда копать, то там много несерьезного. Если вы возьмете критерии лицензирования клубов и пойдете по букве закона, то останется клубов пять. В лучшем случае.
Но вы должны понимать одну такую вещь: вопросы, которые решаются и принимаются, имеют контекст политический. У нас сегодня политикой пронизано всё общество. Поэтому даже если ты имеешь море долгов, ну кто сегодня возьмется убрать футбол, например, из Львова или еще откуда-то? Кто возьмет на себя эту ответственность? Болельщики того города, клуб которого выкинут, такое устроят...
— В таком случае, ваш рецепт: как выйти из этой безвыходной ситуации? Когда у клубов сумасшедшие долги по зарплатам, полгода-год.
— Первое и самое главное, что нужно сделать: чтобы чемпионат приобрел все больший и больший интерес. Будет интерес, будут и доходы. Главный вопрос в чем: чтобы в чемпионат Украины пошли деньги. Наша задача — придумать такой формат, чтобы в чемпионат пошли деньги. Чтобы телетрансляторам было интересно. А вариантов формата очень много. И все они основываются на одном — повысить рейтинг.
— Но это не поможет клубам закрыть долги... Это если реально смотреть на вещи.
— Я понимаю, что может быть, сразу не поможет. Но если наши футбольные органы терпели эти долги, прощали, в этой ситуации можно еще потерпеть. Опять же — надо смотреть, насколько критична, плачевна ситуация. Их же, федерацию, УЕФА давит сверху — спускают нормы, клубы нормам не соответствуют. Они раз сказали что-то, придумали, второй раз, третий раз из Европы уже скажут: ребята, имейте совесть, у вас тут полный бедлам!
— Финальный вопрос: и что же делать в этой ситуации?
— Нужны две базовые вещи: развивать массовый футбол (это основа бытия нашей федерации) и обращать внимание на высшую лигу. Наша Премьер-лига — это двигатель футбола Украины. Нужно сконцентрироваться на том, чтобы реформатировать наш чемпионат и повышать его рейтинги. Мы сделали базовые расчеты: если мы поменяем формат на тот, что мы предлагали, то посещаемость, доходность, телевизионные трансляции — сразу увеличение идет 50-70%.
— Это у лидеров: «Шахтера», «Динамо», «Днепра», еще кого-то. А другим что с этого обломится?
— Если рейтинги будут увеличиваться, обломится всем. Будет распределение средств среди всех клубов. Вот скажите, кто у нас сегодня главный спонсор лиги? Спонсоры не идут, а почему не идут? Где ажиотаж?
— Может, это из-за ситуации в стране? И некому идти?
— Так давайте будем сидеть и ждать, постоянно говорить, что всё это из-за ситуации в стране. Так, может, пора уже менять ситуацию в стране в лучшую сторону?! Может, пора уже стать примером для страны, чтобы все на нас равнялись, нас в пример ставили, а не ждать пока чужой дядя придет и все изменит!
|